Полезная информация

ГЛОССАРИЙ

ВТТ / ТТ (от Внутренний Таможенный Транзит/ Таможенный Транзит) — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами на территории РФ без уплаты таможенных пошлин и налогов. Как правило, ВТТ применяется при перевозке товаров из места их прибытия (морского порта) до места нахождения таможенного органа назначения, с целью их дальнейшей растаможки. Перевозка товаров в режиме ВТТ может осуществляться только таможенным перевозчиком.

Генеральный Акт / Ген. Акт – документ, составляемый терминалом порта НМТП, в день окончания разгрузки контейнеров с судна. Дата Ген. Акта является первым днем хранения контейнера в порту НМТП и началом периода демереджа (для контейнерных линий, работающих в НМТП)

ГТД / ДТ (от Грузовая Таможенная Декларация) — документ, оформляемый при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт, импорт). ГТД оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе. Термин ГТД также применяется в отношении режима перевозки груза по территории РФ являющегося растаможенным к моменту начала перевозки.

Демередж (Demurrage) – использование грузовладельцем контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента возврата порожнего контейнера агенту линии (исключение – линия «Maersk», у которой период демереджа заканчивается датой вывоза контейнера из порта, после чего начинается период Детеншена). Бесплатный период и метод расчета демереджа остается на усмотрении контейнерной линии и, как правило, считается с даты открытия ДУ/ДО (в НУТЭП, НЛЭ) и с даты Генерального Акта (в НМТП). Период бесплатного демереджа для сухих, неопасных, габаритных грузов колеблется в диапазоне 5 – 30 дней. Детеншн (Detention) — использование грузовладельцем контейнера линии за
пределами порта. Считается с момента вывоза контейнера из порта и до момента возврата порожнего контейнера в сток линии.

ДУ и ДО / Документ учета и Документ отчетности – документ, открываемый терминалом порта (стивидорной компанией) при принятии коносаментной партии груза на хранение в порту. В большинстве случаев дата открытия ДУ является первым днем хранения контейнера в порту и началом периода демереджа. Исключение — порт НМТП, считающий первым днем хранения дату Генерального Акта (см. Ген. Акт)

ETA (от Estimated Time of Arrival) – Дата ориентировочного прихода судна/груза впорт назначения

ETS / ETD (от Estimated Time of Sailing/Departure) — Дата ориентировочного убытия судна/груза из пункта погрузки.

Коносамент / к/с (Bill of Lading / B/L) – документ, выдаваемый грузовладельцу перевозчиком (агентом линии) в порту погрузки. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар и сдается получателем груза перевозчику (агенту линии) в порту выгрузки, для получения груза. Исключением из правил является упрощенная процедура, не требующая выпуска и сдачи оригиналов к/с (см. Телекс Релиз)

Линия / Контейнерная линия – перевозчик, осуществляющий морскую перевозку контейнеров (фрахт) и предоставляющая услуги в портах через своих агентов. (Примеры линий: ARKAS, CMA-CGM, MAERSK, MSC, NORASIA, ZIM. Пример агентов линии: Аркас Раша, Зим Раша, Совмортранс, Эконому Шиппинг) Локальные (Местные) Сборы – не являющиеся составляющими морского фрахта, сборы контейнерной линии за выполнением услуг связанные с перевалкой контейнеров в порту Новороссийск. К ним относятся: Терминальная обработка, документационный сбор, выставление контейнера на досмотр/взвешивание/МИДК, хранение контейнера в порту, демередж, детеншен. МИДК (от Мобильный Инспекционно-Досмотровый Комплекс) – Форма таможенного досмотра, проводимая без вскрытия контейнера и привлечения
экспедитора посредством рентгеновского просвечивания контейнера с целью выявления незадекларированных товаров.

Паспорт Безопасности Вещества (Material Safety Data Sheet / MSDS) – документ, выпускаемый производителем вещества и содержащий информацию о его свойствах, компонентах, физических характеристиках, токсичности, влиянии на здоровье, условиях хранения и транспортировки. Графа 14 содержит информацию об условиях транспортировки вещества и его принадлежности к опасному или неопасному грузу (DG или non-DG cargo) в соответствии с кодексом МОПОГ (IMDG Code).

POD (от Port of Discharge) –Порт выгрузки/назначения

POL (от Port of Loading) – Порт погрузки

Телекс Релиз (разг. «Телекс») – поручение агента в порту погрузки даваемое агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов (см. к/с). Эта упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы к/с не выпускались в порту погрузки или были возвращены отправителем обратно в линию.

Терминальная обработка (разг. «Терминалка») – комплекс услуг, предоставляемый терминалом порта (стивидорной компанией) по выгрузке
контейнера с борта судна, принятию его на ответственное хранение и его дальнейшей погрузке на автомобильное или Ж/Д транспортное средство (при импорте) или комплекс услуг по выгрузке контейнера с автомобильного или Ж/Д транспортного средства в порту и его дальнейшая погрузка на борта судна (при экспорте).

ТЕУ / TEU (от Twenty-feet Equivalent Unit) — условная единица измерения в контейнерных перевозках эквивалентная размерам ISO-контейнера длиной 20 футов. (6,1 м). Также используется сорокафутовый эквивалент (FEU), основанный на размерах 40-футового контейнера и равный 2 TEU.

Транзитное время (Transit time) — Время доставки груза из порта A в порт B. Считается с момента убытия судна из порта погрузки до момента прибытия в порт назначения.

Трансшипмент – процесс перегрузки контейнеров в порту на пути следования с борта одного судна на борт другого судна. Является распространенным явлением в случае если у контейнерной линии отсутствует сервис, напрямую связывающий порт погрузки с портом выгрузки. (пример: Груз, следующий в Новороссийск, выходит из порта Шанхай на океанском судне, не имеющем судозахода в Новороссийск. В порту Стамбул груз перегружается на другое (фидерное) судно, имеющее судозаход в Новороссийск в своем расписании. Порт Стамбул в данном
случае является портом Трансшипмента.)

ТТН / Товаротранспортная Накладная — документ, составляемый грузоотправителем при перевозке груза автомобильным транспортом. Документ в 3х экземплярах выдается водителю и сопровождает груз до прибытия к грузополучателю. Предназначен для учета движения груза (ТМЦ), а также для оплаты за перевозку груза (ТМЦ).

THC (от Terminal Handling Charge) — сбор, взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку (см. Терминальная обработка). OTHC.

Хранение в порту (Storage) — при импорте, это период нахождения контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента вывоза грузовладельцем контейнера из порта (или вывоза груза, находящегося в контейнере). Первым днем хранения считается дата открытия ДУ (в НУТЭП), ДО (в НЛЭ), или дата Генерального Акта (в НМТП). Период бесплатного демереджа для сухих, неопасных, габаритных грузов составляет 7 дней.

УСЛОВИЯ ФРАХТА:
Pre-paid — фрахт оплачивается отправителем. Применительно к условиям поставки CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP.

Collect — фрахт оплачивается получателем. Применительно к условиям FOB, FAS, FCA, EXW

FIFO (от Free In / Free Out) — ставка фрахта, не включающая ни стоимость погрузки на судно ни стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки/выгрузки).

FILO (от Free In / Liner Out) — ставка фрахта включает стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в порту выгрузки). Т.е. FILO = FIFO + DTHC

LIFO (от Liner In / Free Out) – ставка фрахта включает стоимость погрузки на судно (терминальной обработки в порту погрузки). Т.е. FILO = FIFO + OTHC

LILO (от Liner In / Liner Out) — ставка фрахта включает стоимость и погрузки на судно и выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки/выгрузки). Т.е. FILO = FIFO + OTHC + DTHC

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТАВКИ ФРАХТА:
All-In – ставка, включающая в себя все нижеуказанные надбавки.
BAF (Bunker Adjustment Factor) — индексация изменения цен на топливо.
CAF (Currency Adjustment Factor) — индексация курсовой разницы валют.
Congestion Surcharge – надбавка которая взимается для компенсации затрат, связанных с задержкой судов в перегруженных портах.
EBS (Emergency Bunker Surcharge) – временная надбавка, связанная с увеличением цены на топливо.
DTHC (от Destination Terminal Handling Charge) — сбор, взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту выгрузки (см. Терминальная обработка).
GRI (General Rate Surcharge) – общее увеличение ставки, применяемое линией по сравнению к предыдущему периоду.
GAC (Gulf of Aden Surcharge) – надбавка при транспортировке по маршруту по маршруту, пролегающему через Аденский Залив.
HWS (Heavy-Weight Surcharge) – надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог OWS).
IMO Surcharge – надбавка при перевозке опасного груза.
OTHC (от Origin Terminal Handling Charge) — сбор, взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту погрузки (см. Терминальная обработка).
OWS (Over-Weight Surcharge) – надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог HWS).
PCS (Panama Channel Surcharge) – сбор за проход Панамского канала.
PSS (Peak Season Surcharge) – сезонные надбавки.
SCS (Suez Channel Surcharge) – сбор за проход Суэцкого канала.
War Risk Surcharge – применяется при заходе судна в порты стран, ведущих военные действия.
WS (Winter Surcharge) – надбавка в зимнее время.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ГТД ПРИ ИМПОРТЕ

Комплект документов, необходимых для предоставления в таможенные органы:
В случае таможенного оформления под печатью брокера
1. Устав предприятия (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.
2. Свидетельство о государственной регистрации предприятия (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.
3. Свидетельство ИМНС по ИНН и КПП (копии, нотариально заверенные) – 2 экз.
4. Справка из банка о наличии счетов (оригинал) – 2 экз.
5. Копия паспорта, приказ о назначении директора (заверенные печатью организации) –2 экз.
6. Копия паспорта, приказ о назначении гл. бухгалтера (заверенные печатью организации) – 2 экз.
7. Выписка из ЕГРЮЛ (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.

В случае таможенного оформления под печатью предприятия
1. Доверенность
2. Трудовой договор
3. Приказ о назначении

Общий перечень документов, необходимых для таможенного оформления:
1. Контракт на поставку товара (заверенная копия);
2. Инвойс (заверенная копия);
3. Упаковочный лист (заверенная копия);
4. Товаротранспортные документы: · коносамент (сквозной – оригинал, сервисный – копия) – для морской перевозки
5. Паспорт сделки на сумму контракта свыше 50 000 долл.США (заверенная копия);
6. Сертификат происхождения (копия);
7. Сертификат или декларация о соответствии товара требованиям ТР ТС (копия);
8. Доверенность от грузополучателя на получение ДО;
9. Страховой полис в случае, если груз застрахован иностранным контрактодержателем (заверенная копия);
10. Договор морской перевозки и счёт об оплате фрахта в случае, если фрахт оплачивается российским контрактодержателем (заверенная копия);
11. Заявление на перевод валюты с отметкой банка «Принято» и выписки по лицевому счёту импортёра в случае предоплаты (заверенная копия);
12. Платёжное поручение по оплате таможенных платежей с отметкой банка «Принято» (копия).
*Для электронного декларирования достаточно отсканированных копий, в случае перевода декларации на бумажный носитель, по запросу необходимо предоставление копий документов, заверенных, как указано выше.

Перечень документов, необходимых для подтверждения стоимости по цене сделки:
1. Экспортная декларация (копия, заверенная ТПП страны отправления);
2. Перевод экспортной декларации;
3. Прайс-лист на условиях EXW, с периодом действия (заверенная копия);
4. Калькуляция себестоимости товара (иные коммерческие документы по расчёту стоимости продукции) (заверенная копия);
5. Бухгалтерские документы по постановке товара на учёт по предыдущим поставкам на аналогичный товар (заверенная копия);
6. Документы по реализации товара на территории РФ (договора по реализации, счета-фактуры и другие документы) (заверенная копия);
7. Выписка с лицевого счёта по оплате данной поставки, либо предыдущих аналогичных поставок (заверенная копия);
8. Информация по рыночной стоимости подобных однородных товаров (заверенная копия);
9. Документы по доставке груза (транспортный договор, счёт на транспортировку, платёжка об оплате транспортных услуг) (заверенная копия);
10. Документы по страхованию груза (договор страхования, страховой полис, счёт, платёжка об оплате) (заверенная копия);
11. Иные документы, которые могут быть представлены в подтверждение стоимости.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ГТД ПРИ ЭКСПОРТЕ

Комплект документов, необходимых для предоставления в таможенные органы, при заявлении впервые: *

В случае таможенного оформления под печатью брокера:
1. Устав предприятия (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.
2. Свидетельство ИМНС по ИНН и КПП (копии, нотариально заверенные) – 2 экз.
3. Свидетельство ИМНС по ОГРН (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.
4. Выписка из ЕГРЮЛ (копия, нотариально заверенная) – 2 экз.
5. Справка из банка о наличии счетов (оригинал) – 2 экз.
6. Копия паспорта, приказ о назначении директора – 2 экз.
7. Копия паспорта, приказ о назначении главного бухгалтера – 2 экз.
8. Копии документов на строение (помещение) по юридическому адресу (документы на право собственности) – 2 экз.

В случае таможенного оформления под печатью предприятия:
1. Доверенность (копия);
2. Трудовой договор (копия);
3. Приказ о приёме на работу (копия);
4. Паспорт работника (копия).

Общий перечень документов, необходимых для таможенного оформления:
1. Контракт на поставку товара (заверенная копия);
2. Приложение к контракту на данную поставку товара(заверенная копия);
3. Инвойс (заверенная копия);
4. Упаковочный лист (заверенная копия);
5. Товаротранспортные документы: ·международная товаротранспортная накладная (CMR); ·карнет TIR (в случае отправки товара с использованием книжки МДП; ·коносамент;
6. Паспорт сделки на сумму контракта свыше 50 000 долл.США (заверенная копия);
7. Справка о нахождении груза;
8. Выписка по лицевому счёту экспортёра в случае предоплаты по контракту (заверенная копия);
9. Справка о транспортных расходах, в случае поставки товара со склада (EXW Новороссийск) (оригинал);
10. Платёжное поручение по оплате таможенных платежей с отметкой банка об исполнении (копия).

Перечисленные выше документы предоставляются таможенному брокеру (декларанту) за три рабочих дня до начала таможенного оформления. *Для электронного декларирования достаточно отсканированных копий, в случае перевода декларации на бумажный носитель, по запросу необходимо предоставление копий документов, заверенных, как указано выше.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА

Комплект документов для оформления таможенного транзита в г.Новороссийске:
1. Договор ТЭО (транспортно-экспедиционного обслуживания);
2. Доверенность на «Global Impex Group»;
3. Оригинал линейного коносамента (при его наличии)/наличие телекс-релиза;
4. Оригинал инвойса;
5. Оригинал, либо копия упаковочного листа;
6. Информационное письмо с наименованием и адресом отправителя, с указанием кода, наименования товара, веса брутто, количества мест, количества штук;

В зависимости от груза и требований по коду ТН ВЭД, могут потребоваться разрешительные документы на ввоз (СГР, ДС ТР ТС или сертификат ТР ТС), описание сферы применения товара и иная документация.

Классификация опасных грузов

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, по ГОСТ 19433-88, приведены далее.

КЛАСС 1 — взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;

подкласс 1.1 ─ взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва
массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;
подкласс 1.2 ─ взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся
массой;
подкласс 1.3 ─ взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;
√ подкласс 1.4 ─ взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;
подкласс 1.5 ─ взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны;
подкласс 1.6 ─ изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.

КЛАСС 2 — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие
хотя бы одному из следующих условий:
● абсолютное давление паров при температуре +50°С равно или выше 3 кгс/см кПа);
● критическая температура ниже +50°С. По физическому состоянию газы делятся на:
● сжатые, критическая температура которых ниже -10°С;
● сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10°С, но ниже +70°С; сжиженные, критическая температура которых равна или выше +70°С;
● растворенные под давлением;
● сжиженные переохлаждением;
● аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.
подкласс 2.1 ─ невоспламеняющиеся газы;
подкласс 2.2 ─ невоспламеняющиеся ядовитые газы;
подкласс 2.3 ─ легковоспламеняющиеся газы;
подкласс 2.4 ─ легковоспламеняющиеся ядовитые газы;
подкласс 2.5 ─ химически неустойчивые;
подкласс 2.6 ─ химически неустойчивые ядовитые.

КЛАСС 3 ─ легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61°С и ниже;

подкласс 3.1 ─ легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже -18°С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости;
подкласс 3.2 ─ легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки, жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от -18°С до +23°С;
подкласс 3.3 ─ лекговоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки, жидкости с температурой вспышки от +23°С до +61°С включительно в закрытом тигле.

КЛАСС 4 ─ легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.
подкласс 4.1 ─ легковоспламеняющиеся твердью вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть;
подкласс 4.2 ─ самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться;
подкласс 4.3 ─ вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

КЛАСС 5 ─ окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;

подкласс 5.1 ─ окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня;
подкласс 5.2 ─ органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.

КЛАСС 6 ─ ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
подкласс 6.1 ─ ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей;
подкласс 6.2 ─ вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.

КЛАСС 7 ─ радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).

КЛАСС 8 ─ едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
подкласс 8.1 ─ кислоты;
подкласс 8.2 ─ щелочи;
подкласс 8.3 ─ разные едкие и коррозионные вещества.

КЛАСС 9 ─ вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения;
подкласс 9.1 ─ твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3 и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61°C до +100°C в
закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы);
подкласс 9.2 ─ вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Типы кузовов для автоперевозок

В автомобильных перевозках популярными являются перевозки тентованными фурами объёмом от 82м3 до 120м3. Более подробное описание типов кузовов приведены в таблице:

ТИП КУЗОВА

ОПИСАНИЕ

ГРУЗ (т)

ОБЪЕМ (м3)

ВМЕС-ТЬ (паллет)

Открытый бортовой полуприцеп Применяется для перевозки грузов, устойчивых к внешним погодным воздействиям. 3-25
Тентованный полуприцеп (еврофура) Самый распространенный тип кузова. Пригоден для перевозки большинства грузов. Растентовка позволяет производить загрузку сверху и сбоку, что существенно увеличивает вместительность кузова грузового автомобиля. 20-25 60-110 22-45
Jumbo Полуприцеп большей вместимости, что достигается за счет специального «Г»образного пола и уменьшенного диаметра колес полуприцепа. Увеличенная вместимость этого кузова создает дополнительные возможности для перевозки негабаритных грузов. До 20 96-115 33
Автосцепка Автомобиль с кузовом на одной раме + прицеп. Преимуществом этого вида кузова грузовика является возможность быстрой погрузки-разгрузки груза, несмотря на то, что он не используется для перевозки длинномерных грузов. 16-25 60-120 22-34
Изотермический фургон Предназначен для перевозки продуктов питания. Может удерживать определенную температуру, влажность и т.п. длительное время. Бывает полуприцеп, автосцепка и одиночный. 3-25 20-92 6-33
Рефрижераторный фургон Используется для перевозки скоропортящихся продуктов, а также грузов со специальными условиями хранения (от -25°С до +25°С). Эксплуатация такого кузова автомобиля увеличивает общую стоимость перевозки на 5-25%, однако позволяет сделать доставку такого груза комфортной. 3-22 20-92 6-33

Связаться с нами